Лет 15 и более назад охрана объектов осуществлялась исключительно по выделенным физическим линиям. Для вневедомственной охраны эти выделенные линии предоставляли городские телефонные сети. Фактически с охраняемого объекта до пульта вневедомственной охраны тянулся реальный медный провод. Это позволяло контролировать состояние объекта в режиме «on-line». Если на объекте срабатывала сигнализация, либо выходил из строя приемно-контрольный прибор, либо происходил обрыв линии связи, об этом моментально узнавали на пульте и принимали меры реагирования.
В начале двухтысячных к нам пришли западные системы охранного мониторинга, работающие по принципу посылки тестовых периодических сообщений на пульт с информацией о состоянии приемно-передающей аппаратуры. Эти системы были гораздо дешевле в обслуживании, не требовали дорогой постоянной выделенной линии, и не требовали установки базового оборудования на телефонных станциях. Это дало сильный точек в развитии частной пультовой охраны. В эти годы в Кирове стали появляться первые частные пульты охраны объектов.
Принцип передачи сообщений на пульт у новых систем хоть и стал более доступным и простым, но он имеет один существенный недостаток, а именно - отсутствие постоянного контроля состояния оборудования на охраняемом объекте.
Такой прибор сообщает о своей работоспособности с помощью контрольных тестов, отсылаемых периодически, как правило раз в несколько часов. Если на объекте произойдет разрушение оборудования не позволившее успеть передать тревожное сообщение, то на пульте о таком событии узнают только косвенно по отсутствию контрольных тестов, т.е. через несколько часов. Для разрешения этой ситуации все уважающие себя и дорожащие своей репутацией мониторинговые и охранные компании вынуждены организовывать дублирующий канал передачи. Как правило это радиоканал либо GSM-канал. А это и дополнительные расходы (которые в итоге ложатся на плечи клиента) и усложнение конструкции системы, которая опять же не ведет к повышению ее надежности.
И вот некоторые производители охранного оборудования совсем не давно решили обратить свое внимание на среду передачи данных Интернет. Он есть почти у всех клиентов и позволяет вернутся к системам с постоянным контролем охранного оборудования, установленного на охраняемом объекте. Событие о состоянии охранной панели занимает всего несколько байт, следовательно можно контролировать состояние охраны в режиме «on-line» и практически не загружать трафик.
К сожалению большинство организаций занимающихся мониторингом систем безопасности и охранной объектов не содержат в своем штате IT-специалистов и соответственно им сложно ориентироваться в IT-решениях, которые все более внедряются в системы безопасности. И потому современные новые решения, которые тесно переплетаются с IT-технологиями, очень медленно находят свое применение в данной отрасли.
Мы недавно внедрили у себя подобную систему и скажу прямо - результаты впечатляющие. Если объектовый прибор выключить или отключить интернет даже кратковременно, то на центральном пульте уже через 3-5 секунд появляется сообщение о неисправности объектового прибора и дежурный оператор пульта уже начинает принимать необходимые меры реагирования. Подобного невозможно достичь при применении систем охраны по радиоканалу, по GSM-каналу или по телефону, т.к. там действует принцип – «нет событий от прибора - значит все в порядке». И так до следующего теста.
Добавляем к вышеописанным плюсам еще «личный кабинет пользователя», отчеты на e-mail и оповещение по SMS. Хозяин объекта может в любой момент узнать закрыт его объект или еще работают, кто, когда открывал и закрывал, какие тревоги проходили с объекта, было ли отключение 220 и т.д.
Описанное объектовое оборудование стоит дешевле всех известных радиоканальных систем охраны и по результатам тестирования на реальных объектах имеет хорошую оценку по надежности и отказоустойчивости.